ГЛАВА 4

Начало работы железнодорожной магистрали


паровоз     Величайшим, не побоюсь этого громкого слова, историческим событием для жизни и развития Севера стало начало эксплуатации железнодорожной магистрали Воркута - Котлас. Правда, магистралью ее еще было рано называть, она была далека от совершенства, но тем не менее ее значение было чрезвычайно велико.
    Первый поезд из Воркуты вышел 28 декабря 1941 года. Его вел машинист С. Дунаев на паровозе серии О-В. Весь поезд состоял из пары двухосных платформ с воркутинским углем и одного, тоже двухосного, пассажирского вагона для лиц, сопровождающих уголь. И хотя скорость движения по новой дороге была мала и не был еще построен большой мост через реку Печору, приходилось пользоваться переправой. Все равно, повторяю, значимость этой дороги велика: она обеспечивала в недалеком будущем свободный выход воркутинских и интинских углей на всю страну, обеспечивала строительство Инты. В самом деле Инта как бы приблизилась к центру страны, к России, ускорилась доставка почты, улучшилось снабжение. Однако между задействованной магистралью и поселками лежали 12 км труднопроходимой тундры. И если подъездные железнодорожные пути строили же лезнодорожники МПС, то грунтовую дорогу предстояло построить интинцам, и при этом ни в коем случае не снижая темпов отгрузки угля. На эту всеинтинскую стройку были направлены все свободные силы. Однако для устройства полотна дороги не было необходимой техники и опыта. Болота и топи перекрывались бревнами, горбылем, плахами. Однако дело продвигалось крайне медленно. Чтобы дать возможность интинцам пользоваться новой магистралью, был найден простой выход - с Предшахтной - головной станции подъездных путей «Интастроя» было организовано заблаговременное отправление мини-поездов, состоявших из двух-трех двухосных пассажирских вагонов, отоплявшихся в холодное время года. Так и добирались интинцы на станцию более десятка лет, даже один из первых автобусных маршрутов был тогда от «центра», то есть здания Управления (Кирова, 7) до Предшахтной, а в генеральный план Инты тогда же было включено строительство в новой части города вокзала. Чтобы закончить тему, напомню, что красавец-вокзал на станции Интавокзал был введен в эксплуатацию лишь в 1964 году, а до тех пор обслуживание пассажиров было на уровне военного времени, когда Инта была лишь технической станцией. По этой причине немалые трудности испытывали интинцы.
    И еще один факт: ввод в действие железной дороги обеспечил стройки Инты и Воркуты рабочей силой. Целыми эшелонами стали прибывать сюда заключенные. Кроме того, и что было крайне важно, что благодаря новой железной дороге стало возможным организовать бесперебойную отгрузку с юга Коми края из Кылтовского леспромхоза, что вблизи Микуни, строительного леса. Эта ответственная работа была поручена Илье Марковичу Когану. Ему был придан отряд заключениых-бытовиков, заготовлявших и грузивших ежесуточно до 24-х больших вагонов строевого леса, из которого и были построены все рубленые двухэтажные дома Инты. Нельзя не отметить и такую деталь: при строительстве домов по yлице Кирова, №№ 12, 16 и 34 использовались бревна, заранее подогнанные и пронумерованные для каждого конкретного дома. Эту своего рода механизированную подготовку бревен с целью ускорения стройки выполняли на интинском ДОКе.



<<Предыдущая     Следующая>>






Сайт управляется системой uCoz