ГЛАВА 6

Первые электростанции

    Строящемуся городу, а тем более шахтам необходима была электроэнергия. В первую очередь она нужна была насосам, откачивающим воду из шахт. Поэтому уже в 1941 году вблизи ствола шахты № 2 («Глубокая») заработал первый в Инте локомобиль с генератором в 45 квт. Почти одновременно в районе, где сейчас работает шахта «Восточная», был введен в действие локомобиль с генератором 120 квт. В том же 1941 году в районе устья речки Угольная был начат монтаж большой локомобильной электростанции (ЛЭС) мощностью в тысячу квт, и к концу 1943 года здесь были запущены все восемь агрегатов по 125 квт каждый, смонтированных в деревянном корпусе. Однако темпы роста потребности в электроэнергии так быстро возрастали, что в октябре 1943 года вводится еще одна временная ТЭС № 1 с одной трофейной турбиной в 1600 квт. Расположена эта станция была там, где сейчас стоит бетонный завод. Корпус ее был деревянный, работала станция на угле шахт Первого горного района, в связи с чем оттуда к ТЭС-1 была проложена узкоколейка, но которой паровозик возил составы с углем и порожняком. И только во время строительства первой очереди ТЭЦ-2 бы-ли уложены широколейные подъездные пути и сооружены мощные устройства для разгрузки большегрузных полувагонов. В мартестроительство ИТЭЦ 1949 года была сдана в эксплуатацию первая очередь постоянной ТЭЦ-2 мощностью 9800 квт. В память об этом важном событии в истории развития интинской стройки одна из улиц ТЭЦовского поселка была названа Мартовской.
    Две строки уделю трубам ТЭЦ, придающим Инте выраженный индустриальный вид. Первая труба каменной кладки поднялась в 1952 году, вторая-- в 1958. Обе трубы построены в основном под руководством и при непосредственном участии двух умельцев. К сожалению, история не сохранила их имена. Известно только одно: это были отец и сын из Ленинградской области.
    Говоря об энерговооружении интинских строек, нельзя не отметить большой вклад в досрочный пуск ЛЭС и ТЭС-1 Виктора Алексеевича Горева, энергичного, умелого специалиста. горного электромеханика. В 1963 году, после 20 лет работы на ТЭЦ, он был переведен на шахту № 1 («Пионер»), где проработал главным механиком, а потом директором шахты тоже 20 лет, практически до своей смерти. В. А. Горев был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени, а также знаками Шахтерской Славы трех степеней. Он стал одним из первых Почетных граждан Инты.
    В 1950 году для обспечения нормальной работы электростанции на реке Большая Инта была сооружена существующая и поныне примерно трехметровой высоты плотина с мостом над ней.плотина и мост В результате подъема воды оказалось затопленным то историческое место, где в устье реки Угольная, когда-то обосновался первый поселок геологов. Оказались под водой и те выходы пластов угля, с которых пошло Интинское угольное месторождение и из которого по настоящее время добыто почти 300 млн. тонн угля.
    Не подлежит забвению и тот факт, что именно в этих местах на берегу реки несколько лет стояла первая во всей округе изба охотника Федота Акимовича Филиппова из деревни Дресвянка, что была в свое время на реке Косью. Сейчас от этой деревни осталось всего лишь два дома. В краеведческом музее хранится фотография этого небольшого домика охотника и рыболова.
    Прошло немало лет со дня затопления этих исторических мест, но до сих пор не установлен рядом с ними какой-нибудь памятный знак в честь тех, кто пришел в эти места первым ведь с их труда начинался наш город.



<<Предыдущая     Следующая>>

Сайт управляется системой uCoz