ГЛАВА 21

Поселок готовится стать городом

    За годы Великой Отечественной войны Инта отправила Ленинграду 22 эшелона сверхпланового угля, в их числе много вагонов топлива были оплачены шахтерами как личный подарок ленинградцам, среди этих шахтеров были П. Волков, А. Орумбаев, А. Бойко, Н. Кузнецов и другие. Особенно радостен был ленинградцам первый эшелон, отправленный с шахты № 4, потому что уголь этот поступил к ним сквозь кольцо вражеской блокады по Ладожскому озеру. Благодарные жители Ленинграда в январе 1945 года пригласили представителей трудовой Инты на празднование годовщины прорыва фашистской блокады. В делегацию вошли знакомые всей Инте люди - В. Е. Жилин, Г. Г. Шерчков, Ю. М. Юров, Л. Орумбаев и В. А. Голома. А в 1946 году ленинградцы побывали в Инте с ответным визитом и вручили коллективу шахты № 1 на вечное хранение Красное Знамя Ленсовета, а поселку - богатый набор книг для библиотеки. За успехи шахтеров Инты в 1944-45 гг. Второму горному району было присуждено Красное Знамя Государственного Комитета Обороны, а «Интастрою» в целом - вторая Всесоюзная премия Государственного Комитета Обороны.
    В 1948 году комбинат «Интауголь» перешел рубеж миллиона тонн годовой добычи угля, что стало возможным благодаря пуску первой очереди шахты № 9, будущей «Капитальной», а в 1950 году - шахты № 13/14. Однако одновременно происходил процесс закрытия шахт из-за отработки ими своих пластов и полей. Самая активная жизнь досталась шахтам №№ 3, 6, 7 и 8. Остальные шахты, столь быстро во время воины рожденные, вынуждены были на ходу развивать свои мощности, осваивать новые горизонты и поля.
    В первые же послевоенные годы началось вооружение шахт и шахтеров новой техникой, начиная с врубмашин. 3а ними пришли принципиально новые машины - широкозахватные комбайны «Донбасс», обеспечивавшие резкое повышение производительности труда на добыче. Одновременно начали поступать первые погрузочные машины для проходчиков, а также электровозы, заменившие под землей и на поверхности лошадей. К сожалению, слабым местом оставалось управление кровлей в лавах, из-за чего сохранялась опаснейшая профессия посадчика. Лишь когда была применена механическая крепь с гидроуправлением кровлей - проблема была решена и специальность посадчика ушла в историю.
    За 1948 год интинскими шахтерами было впервые добыто за год более миллиона тонн топлива. А 1949 год стал поворотным годом в деятельности интинских шахтостроителей, ими на западе была заложена сдвоенная шахта № 11/12 годовой мощностью свыше одного миллиона тонн угля. Это уже был решительный шаг в будущее Инты, приближающий преобразование поселка в город. Ведь не только к военным относится пocлoвицa: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом...». И приполярная Инта уже проектирует жилые дома из долговечного своего кирпича, проектирует целую улицу - новую улицу Полярная из трехэтажных домов со всеми удобствами. Ведь проектировщики - такова суть их успешной деятельности - обязаны всегда идти хотя бы на шаг впереди своего времени.
    В 1950 году на берегу реки Большая Инта в районе «девятки» - шахты № 9, вдали от шумных магистралей был открыт первый в Инте профилакторий, для которого было построено деревянное здание на улице Спортивная, 12, рассчитанное на одновременный отдых 50 человек.
    В том же году проектный отдел «Интауголь» выбирается наконец, из полуземлянки и переходит в помещение насосной станции при ТЭЦ. Здесь было много света, были нормальные потолки, появились кульманы и не стало в штате заключенных. Помещение это, правда, пустующее, на железобетонных опорах, стоит у въезда на мост через реку до настоящего времени.
    В конце сороковых годовул. Полярная 1955г. руководство «Интауголь» решительно переключает силы на строительство капитальных жилых домов по улице Полярная. Надо было срочно избавляться от множества полуземлянок и других самоделок, вызванных острой нехваткой жилья. Только для подготовки фронт работ пришлось снести два десятка различных времянок.
    Уже в 1950 году был заселен большой двухэтажный дом с жилой мансардой под № 20-а, а в следующем году еще один такой дом под № 23. Оба встали на фасаде улицы. Одновременно началось строительство каменных трехэтажных домов. Так, в 1951 году были сданы соседствующие со школой № 1 жилые чома №№ 16 и 20, в 1952 году заканчивается строительство самого длинного в Инте дома длиной 182,5 м - дом № 12. Фактически дом состоит из трех самостоятельных зданий, архитектурно связанных воедино двумя арками, перекрытыми островерхими крышами. В этом доме, кроме 68-ми квартир. на первом этаже разместились большой продовольственный магазин № 2, первое ателье по пошиву одежды и тоже первая небольшая сберегательная касса, кстати, помещение которой уже ряд лет пустует. Кроме того, в одном из отсеков подвала этого дома поместилась типография, а в квартире под № 30 с 1960 по 1970 г.г. работала редакция газеты «Искра». Помню, что остававшиеся свободными отсеки подвала занимали освободившиеся из заключения семейные. Несколько лет в подвале этого дома помещалось небольшое предприятие освежающих напитков.
    Но вернемся в 50-е годы. В 1953 году на Полярной были построены на нечетной стороне улицы четыре жилых дома - №№ 11, 15, 17 и 19. а также № 13. в котором разместились подразделения комбината «Интауголь». В те же годы в районе Полярной были построены типовые двухэтажные детские сады-ясли.детский сад А в 1954 году был построен завершающий эту улицу жилой дом № 24, выходящий фасадами на три улицы - Полярную. Пригородную (ныне Чайковского) и бывшую Жданова, ныне Мира.
    За два строительных сезона - 1953-54 г.г. - была построена ставшая нашей гордостью водонапорная башня, завершающая архитектурный ансамбль улицы Полярная. Это был крайне важный для большого поселка объект - башня должна была снабдить водой из артезианской скважины сотни новых квартир. Разработка проекта башни была поручена архитектору И. П. Райскому и расчетчику Б.Н.Аленцеву из проектного отдела. Готовые чертежи проекта случайно увидел политзаключенный Артур Густав Томвелиус, швед по национальности, исполнявший обязанности архитектора-художника. Ему поручалась разработка интерьеров главных объектов стройки, как, например. Дома культуры шахтеров. бывшей центральной почты, ныне Инта-9, и других зданий.
    Томвелиус, бросив взгляд на унылый облик башни, сказал,что такие башни можно строить только на товарных станциях для заправки водой паровозов. И попросил Ф.Сироту дать ему эти чертежи на несколько дней. За три дня талантливый архитектор-художник создал тот архитектурный шедевр,водонапорная башня которым невозможно не любоваться, и которым мы любуемся по сей день. Новый проект был в тот же день, обратите на это внимание, рассмотрен П. Васютой - начальником объединенного стройучастка, и утвержден начальником строительства М. И. Халеевым.
    Все в этом сооружении было выполнено ответственно, все должно было служить людям и городу десятилетия. Сердцем башни был железобетонный бак емкостью 25 куб. м. Он должен был быть отлит на высоте 34 метра. За четыре смены непрерывного бетонирования бак был, в буквальном смысле этого слова, сотворен и без протечек работал десятки лет. В ноябре 1954 года облик башни был дополнен 10-метровым металлическим ажурным шпилем, выполненным умельцами РМЗ по проекту И. П. Хоменко, а в 1961 году по инициативе С. Н. Штипельмана, тогда помощника начальника стройки, шпиль был увенчан пятиконечной красной звездой.
    Таких небывалых для Инты темпов достигли строители ОСУ под руководством замечательного организатора Петра Андреевича Васюты, кстати, первого строителя, награжденного орденом Ленина. Как рассказывают знавшие его люди и, в частности, Надежда Михайловна Маретта, это был подлинный самородок из народа, у него было всего пять классов образования, но он очень умело руководил многотысячным коллективом, обеспечивая четкость работы всех звеньев при отличном качестве производимых работ. Многим интинцам он запомнился разъезжающим на белом коне, успевающим оперативно руководить многочисленными объектами строительства разросшейся уже Инты. И хотя рабочую основу строителей составляли заключенные, хотя механизация работ была еще крайне мала, его умение подобрать знающих и надежных командиров- прорабов, личная твердая воля и небывалая работоспособность давали отменный результат. Достаточно сказать, что после ухода Петра Андреевича строители буквально растерялись, и чуть ли не ежегодная смена руководства ОСУ не давала желаемых результатов. Дружеское прозвище «казак» надолго утвердилось среди интинцев, уважающих этого талантливого и деятельного человека, прошедшего путь от рядового заключенного до руководителя-орденоносца. По данным архива «Интауголь» П. А. Васюта проработал в Инте с 1943 по 1959 г.г., занимая должности от бригадира до начальника ОСУ.




<<Предыдущая     Следующая>>

Сайт управляется системой uCoz