на главную
интинские новости
гостевая книга
ссылки
слово автора

Вести

информационный листок

№ 151 (255) / 17.12.04



Ямала мало не покажется
Мегапроект - украинская ловушка для «Газпрома»?


8 декабря в администрации Главы и Правительства РК состоялась презентация проекта строительства газопровода, соединяющего полуостров Ямал с Западной Европой. Самая крупная в истории газовой промышленности магистраль пройдет по территории Республики Коми и, как считают разработчики, положительно скажется на развитии республиканской экономики.



Подобное строительство не имеет аналогов ни в мире, ни в России, и поэтому инициаторы - «Газпром» и его дочерние предприятия - назвали его мегапроектом. Название себя оправдывает, поскольку на разработку новых месторождений, прокладку трубы, создание инфраструктуры и реконструкцию действующих сетей предстоит потратить 39,2 миллиарда долларов, из них на территории Коми - около 15. Масштаб цифр, озвученных на презентации, видимо, настолько впечатлил первого заместителя Главы РК Павла Орду, что он заметил: «Когда газопровод вступит в строй, республика может считать, что жизнь удалась».

Удастся жизнь или нет, сейчас сказать трудно, но те гигантские средства, которые «Газпром» намерен потратить на новую трубу, могут серьезно помочь Коми и тем муниципалитетам, по территории которых она пройдет. Выступавший с докладом главный инженер проекта Сергей Кауфман (на снимке) особо подчеркнул, что газопровод будет проложен по территории Воркутинского и Интинского районов и положительно скажется на социально-экономической ситуации в этих депрессивных городах. Кроме них, свою долю выгоды получат также Печорский, Сосногорский, Ухтинский, Княжпогостский и Усть-Вымский районы.

Предполагается, что из 2430 километров длины трубопровода, 1106 пройдет по Коми, будут построены восемь компрессорных станций для перекачки газа, дороги и другие объекты. В их обслуживании будут заняты 1850 человек, а для строительства привлекут почти семнадцать тысяч инженеров и рабочих. Ввод первой очереди предполагается в конце 2008 года, а закончится строительство в 2030. К этому времени планируется пропускать по газопроводу до 250 миллиардов кубометров «голубого топлива» с перспективных месторождений на Ямале. Сергей Кауфман заметил, что данная презентация пока что является декларацией о намерениях, и «Газпром» только начинает процесс согласования своих желаний с регионами. В том, что газовому концерну эта труба действительно необходима, сомневаться не приходится. Сейчас Россия обеспечивает около половины всего газа, потребляемого Европой, и по мере того, как истощаются месторождения в Северном море, доля «Газпрома» будет увеличиваться.

Однако грандиозные планы «Газпрома», в которых наша республика занимает ключевое место, могут натолкнуться на неожиданные препятствия политического свойства. Еще в 2002 году, когда проект только задумывался, российскими властями было поставлено условие, чтобы новая экспортная трасса не проходила по территории Белоруссии. Очевидно, это стало следствием непрерывного «газового шантажа» со стороны президента братской республики Александра Лукашенко. Авторы проекта решили пустить трубу по украинской территории и как запасной вариант предусмотрели строительство газопровода по дну Балтийского моря.

Украина тогда считалась спокойным и прогнозируемым государством, а небольшое количество украденного газа - вполне допустимой платой за транзит. Зато после известных событий в этой стране, мегапроект «Ямал» «завис». Вести трубу, по которой ежегодно будет прокачиваться миллиарды кубометров газа, по территории страны, страдающей революционной манией, довольно рискованно.

Показательно, что в конце ноября, в разгар «оранжевой революции», в Киев приезжали руководители двух крупнейших компаний «Газ де Франс» и «Рургаз». Они пытались договориться и получить гарантии неприкосновенности трубы, по которой Европа будет получать до трети всего потребляемого газа. Но беда в том, что получать гарантии было не от кого.

Судьба мегапроекта «Ямал», а, следовательно, и гигантских инвестиций в экономику нашей республики, оказалась в заложниках политических проблем соседних государств. Нет сомнений, что «Газпром» сумеет построить новую магистраль на территории России, но куда ее вести потом?..



Дмитрий Сахаров, "Молодежь Севера"



Высказаться в гостевой

Архив "Вестей"

немного об Инте

О городе

Общая справка

География

интинские фотографии

2001-2002

2002-2003

Новые галереи

Башня

Поселки

Лето

Старая Инта

Народные галереи

Сайт управляется системой uCoz