Вести Инты
№ 27 (387) / 12.04.06
Шахтинский тупик

28 марта сорвалось заседание Интинского Совета. В результате город остался единственным муниципалитетом региона, в котором по-прежнему не принят бюджет. Инта, по выражению, самих депутатов, находится на грани банкротства, и выхода из сложившейся ситуации пока не видно.

Причиной срыва сессии стали разногласия в депутатском корпусе приполярного города. Народные избранники, разделившись на две противоборствующие группы: «За сохранение Инты», подвластная мэру Владимиру Шахтину, и так называемая коалиция Лаврова (Владимир Лавров - спикер горсовета, директор по персоналу ОАО «Интауголь» - ред.), никак не могут договориться по двум, как им кажется, принципиальным вопросам: зарплата градоначальника и структура администрации. По жалованью главы сторонники мэра готовы идти на уступки - г-н Шахтин согласился урезать свой оклад на 50 тысяч рублей, но вот менять сложившуюся организацию труда категорически отказываются. Дело в том, что отзывать уже принятое постановление - значит, оставить без работы людей.

Шахтерский город уже несколько месяцев находится в состоянии политического кризиса, и, судя по заявлениям, сделанным главными фигурантами этого конфликта, выхода из сложившегося тупика пока не видно. Усугубляет положение примерно равный количественный состав групп (10 - «За сохранение Инты», 12 - противники мэра - ред.), что позволяет им уводить кворум, необходимый для принятия законных решений.

По сути, заседание, вопросом №1 в котором значился бюджет, не состоялось с подачи лидера группы «За сохранение Инты» Александра Верещагина. Зайдя на трибуну, он обвинил руководство Совета в систематических попытках провести незаконные решения, а также в затягивании обсуждения главного финансового документа. С его слов, проект бюджета был внесен в Совет еще в декабре прошлого года, но его до сих пор не приняли по вине Владимира Лаврова.

- Сначала он поехал в Сыктывкар, где ему вручали грамоту за какие-то там заслуги перед республикой, затем праздновал день рождения за пределами города. А с первого января 2006 года необходимо проводить публичные слушания, которые так и не могут состояться.

Далее г-н Верещагин заявил, что группа Лаврова «узурпировала» власть в Совете, и предложил председателю подать в отставку. Со словами: «мы будем ждать согласительную комиссию» десять депутатов покинули зал заседания, а чуть позже их примеру последовал и Владимир Шахтин.

Г-н Лавров, как оказалось, тоже планировал сделать политическое заявление, но зачитывать приготовленный заранее текст ему пришлось в отсутствие коллег и градоначальника. Из сказанного им следовало, что В. Шахтиным развернута кампания по дискредитации Совета в глазах горожан, что в результате действий мэра Инта оказалась на грани банкротства. Упомянул В. Лавров и о чиновничьей зарплате, отметив, что жалованье градоначальника в 260 тысяч рублей в месяц - слишком высоко по приполярным меркам. Политический спектакль закончился лишь спустя полтора часа. Сторонники председателя Совета подписали обращение главе республики, спикеру Госсовета и прокурору региона с требованием ввести в городе финансовую администрацию, так как муниципальная власть не может разрешить ситуацию. Под занавес В. Лавров заявил, что готов подать в отставку, если также поступит г-н Шахтин.

В понедельник 3 апреля спор о том, кто виноват в кризисе власти в шахтерском городе, продолжился в столице Коми. На пресс-конференции в Сыктывкаре, по некоторой информации, организованной по указанию руководства региона, прибыли г-н Лавров и два его ближайших сподвижника. Свое желание пообщаться со столичными журналистами они объяснили тем, что в Инте все СМИ подконтрольны администрации, поэтому высказать свою позицию в родном городе они не могут. К удивлению журналистов, мероприятие посетил и г-н Верещагин, то и дело прерывая выступления своих оппонентов колкими замечаниями. Ничего нового интинцы не сказали, продолжив обоюдные обвинения. В итоге так и осталось не ясным, как народные избранники собираются выходить из сложившейся ситуации. Дальнейшее игнорирование бюджета грозит жителям и без того вымирающего города серьезными проблемами - главным образом это коснется самых незащищенных слоев общества.

О причинах кризиса власти в шахтерском городе корреспондент «МК в Коми» поговорил с мэром Инты Владимиром Шахтиным.

- Владимир Ильич, депутаты спорят о зарплате мэра и структуре городской администрации. Со слов ваших оппонентов, именно эти вопросы и затягивают процесс принятия бюджета. Неужели нельзя мирно договориться?

- На протяжении последних нескольких месяцев я только этим и занимаюсь. Но, видимо, политический PR многим народным избранникам гораздо дороже благополучия города.

- Тогда давайте по порядку. Ваше жалованье, по мнению многих депутатов, непомерно высокое, вы готовы его сократить?

- Зарплату мне устанавливали сами депутаты, приводя ее в соответствие с законом. Я и тогда предлагал сделать ее раза в два ниже. Но народные избранники, которые сегодня не принимают бюджет, якобы из-за огромной зарплаты мэра, сами же ее одобрили, не учтя мои пожелания. После этого я еще дважды выступал с предложением сократить оклад главы администрации, но так и не получил ответа от руководства Совета. Сами депутаты до сих пор официально так и не внесли в Совет свои варианты.

- Говорят, что вы получаете 260 тысяч рублей, притом что оклад губернатора порядка 150 тысяч.

- Это полный бред. Моя зарплата - на уровне других глав городов и районов, ну да, она немаленькая.

- Сколько, если не секрет?

- Порядка 140 тысяч рублей в месяц. По сравнению с коммерческими структурами и высокими чиновниками, она совсем невысокая. Но я ведь и на эту зарплату не претендую. Еще раз повторю, ее устанавливали депутаты. А сегодня вокруг этого намеренно раздувается скандал. С моими доходами мы как-нибудь разберемся. Я лучше их зафиксирую и буду перечислять в детские дома, а то ведь от нашего Совета благих дел не дождешься.

- Что не устраивает депутатов в структуре мэрии?

- Расскажу предысторию вопроса. В прошлом году мы согласовали новую структуру администрации, в состав которой ввели департамент социальных гарантий. Сейчас республиканские чиновники говорят, что такие ведомства должны быть в каждом муниципалитете региона. По штатному расписанию, для городского округа установлена и численность служащих таких учреждений - 15-20 человек. У нас в департаменте работают 4 чиновника. Таким образом, штат администрации в целом составил 86 человек, хотя, по рекомендации Минэкономразвития, оптимальным для нашего города было бы 146 работников.

Суть же проблемы кроется в том, что в департаменте по соцгарантиям работает моя жена - это и стало поводом для истерии. В то же время претензий к работе самого учреждения нет.

В течение последних нескольких месяцев депутаты не раз принимали незаконные решения по ликвидации этой структуры и срыву её финансирования. Но все это выходит за рамки правового поля. К сожалению, некому поправить Совет, хотя прокуратура указывала на незаконность этих решений.

И вот эти склоки стали главными аргументами при срыве бюджета. Неужели горожане должны страдать из-за того, что некоторым народным избранникам не нравится, что в мэрии работает моя жена!

- Как город живет без бюджета?

- Законодательство позволяет нам принимать 1/4 бюджета. Я делал это уже дважды. Но такая процедура не позволяет направить деньги на все нужды, поэтому дальше так продолжаться не может.

- На прошлой неделе вы все-таки подписали соглашение о реструктуризации долга с Минфином РК, неужели Желтый дом пошел на уступки Инте?

- Я вынужден был подписать этот документ. Хотя мы очень долго вели переговоры с министром финансов. По моему мнению, это кабальное соглашение, как для Инты, так и для других муниципалитетов региона. Я говорил Гайзеру (Вячеслав Гайзер - министр финансов РК - ред.), что мы согласны расплачиваться по долгам, но в соглашении есть два момента, которые не устраивают город. Во-первых - закрепленное за Минфином право безакцептного списания денег в случае невыполнения нами условий соглашения. Фактически это означает, что в любой момент со счетов Инты могут снять 247 миллионов рублей. Во-вторых - процедура, возврата средств в этом году (в 2006 году город должен вернуть в республиканскую казну 24 миллиона рублей - ред.). У нас требуемых денег попросту нет, и взять их неоткуда.

Но мы понимаем, что платить все равно придется. Я предложил несколько вариантов погашения: за счет налоговых платежей главного должника города - компании «Интауголь», продажи республике муниципальной собственности, главным образом, зданий социальной сферы, или республиканских дотаций, которые мы тут же вернем в счет задолженности. Но к нашему мнению, к сожалению, не прислушались. Вот я и хочу спросить: на какой стороне в сложившейся ситуации должны находиться господа депутаты - на стороне того, кто создает нам кабальные условия, или на стороне города, населением которого они избирались?

- Может, причина кризиса власти в Инте и кроется в вашей несговорчивости с региональными властями?

- Я вас уверяю - это только начало. Каждый мой шаг как главы города будет подаваться в извращенном свете. Начался политический год. Пора собирать камни, подводить итоги. Мне в глаза смотреть интинцам не стыдно, мы многое вместе сделали. А господа, которые поливают меня грязью, просто выполняют заказ.

- Чей заказ?

- Того, кто не хочет видеть меня во главе Инты. Того, кому нужен тихий и податливый градоначальник, - Совета, региональных чиновников, коммерческих структур. Но я в домашние мэры не гожусь. Избирался интинцами, для них работаю и буду работать.


Евгений Барков
"Московский комсомолец"



обсудить на форуме
высказаться в гостевой

архив