Вести Инты
№ 36 (396) / 18.04.06
Владимир Шахтин: “Если будут ставить в стойло – потребую себе отдельную конюшню”

После того как в минувший вторник, 28 марта, часть депутатов городского совета покинула заседание сессии, в результате чего так и не был принят муниципальный бюджет на 2006 год, глава администрации МО «Город Инта» Владимир Шахтин согласился прокомментировать корреспонденту «ЗЖ» кризисную ситуацию, сложившуюся в муниципалитете.

– Инта – единственный муниципалитет Коми, до сих пор не подписавший с минфином РК соглашения о реструктуризации долга (беседа проходила 28 марта – «ЗЖ»). Между тем долг составляет 247 млн. руб. Вы принципиально отказываетесь подписывать этот документ?

– Давайте начнем с истории. Был сложный 2002 год, когда городской бюджет был реализован по доходной части менее чем на 50%. Я попытался выяснить, что же произошло. По трем основным источникам – подоходному налогу, налогу на имущество и налогу на прибыль – не собрали денег. Кто не перечислил? Львиную долю – компания «Интауголь». В 2002 году не было собрано как раз примерно 250 млн. руб. А город-то должен жить! Республиканское руководство, видя эту ситуацию, выдало городу субсидии. Не дотации, не безвозмездную помощь, а субсидии, то есть деньги, которые могут погашаться и не возвращаться, а могут и возвращаться. Дали порядка 180 млн. руб. Из них около 100 млн. руб. ушло в «Комиэнерго» и 80 млн. руб. – на зарплату бюджетников. Вот и все. Согласно Бюджетному кодексу РФ, с 1 января все бюджетные ссуды должны быть переведены в бюджетные кредиты… В декабре в прокуратуре было проведено совещание по налоговой дисциплине, на котором руководству компании «Интауголь» было предписано, начиная с февраля, платить текущие платежи. Все разговоры о том, что у компании все арестовано, счета арестованы… Ну, слушайте, я много лет руководил предприятием, я знаю, как поддерживать предприятие, даже если у тебя все арестовано. Ведь они (руководство компании «Интауголь» – «ЗЖ») покупают оборудование, материалы – значит, используют какие-то счета. Это абсурд, когда руководитель говорит: «Я хочу платить налоги, а мне не дают такой возможности…»

– Вернемся к соглашению. Так вы отказываетесь возвращать долг?

– Ни в коем случае! Хотя жестом доброй воли правительства республики было бы погашение этой задолженности. Ну не готовы они погасить – хорошо. В соглашении есть два момента, которые нас не устраивают. Первое – это безакцептное снятие денег, если мы не выполняем соглашение. Это говорит о том, что 247 млн. руб. с нас могут снять в любое время, если мы что-то не так сделаем. То есть мы продолжаем жить под дамокловым мечом. И когда нам говорят, что вот потом мы вам поможем, – это все будет потом, а в соглашении все будет записано пером! И второе. Соглашение либеральное, рассчитанное на 10 лет, и я нормально к этому отношусь, но мы должны 24 млн. руб. вернуть в этом году в республиканский бюджет. Я говорю: давайте воспользуемся предписанием прокуратуры, с февраля же компания «Интауголь» должна платить налоги, и мы эти деньги переведем в погашение задолженности. Источник реальный? Реальный. Другого источника у города нет. Или пусть республика даст нам 24 млн. руб., мы их вернем в погашение задолженности, такая практика тоже есть. Не нравится? Хотите забрать у нас здания и сооружения, относящиеся к сфере социальной защиты? Купите их за те же 24 млн. руб.! Итак, мои условия: убрать из соглашения безакцептное списание, не надо нас наклонять до такой степени, и найти реальный источник по этим 24 млн. руб.

– Вы изложили свои условия республиканскому руководству?

– Я дважды посылал проект соглашения. Вообще, если говорить юридическим языком, должен был вернуться этот проект с протоколом разногласий от минфина, после чего мы начинаем работать по протоколу, начинаем договариваться. Не происходит этого. Вместо этого нам начинают грозить какими-то санкциями, остановкой дотаций... Если мы говорим, что местное самоуправление в Республике Коми вообще существует, то давайте решать вопросы на паритетных началах! Соглашение предполагает согласие сторон. Да, мы хотим договориться, но мы не намерены договариваться с позиции коня и наездника.

– Почему до сих пор не принят городской бюджет на этот год?

– На самом деле это вопрос г-ну Лаврову (Владимир Лавров, председатель совета МО «Город Инта» – «ЗЖ»). Мы внесли проект бюджета 14 декабря. Но г-н Лавров уехал сначала в Сыктывкар получать почетную грамоту главы за какие-то заслуги перед республикой, а потом уехал отмечать день рождения. День рождения – святой праздник, но у него ведь есть заместитель! Мы бегаем по городу за заместителем, она (Ирина Несветаева – «ЗЖ») всячески от нас отпихивается, мы вынуждены составлять акт о том, что зампредседателя отказалась провести сессию по принятию бюджета. Конечно, можно было бы принять бюджет в январе, но теперь это уже не так просто: с 1 января, по новому Бюджетному кодексу РФ, необходимо проводить публичные слушания: послушать общественность, а потом уже принимать бюджет...

– Камнем преткновения сегодня (28 марта – «ЗЖ») стало отсутствие публичных слушаний?

– Сегодня таких камней три. Это – отсутствие слушаний, это – разногласия по новой структуре городской администрации и это – зарплата мэра. Послезавтра, возможно, это будут деревья на Марсе. На самом деле, это просто нежелание руководства совета принимать бюджет в политический год (накануне очередных выборов в органы местного самоуправления в марте 2007 года – «ЗЖ»). Эти люди просто зарабатывают себе политические дивиденды. В чьих интересах это делается – это уже отдельная тема. Не только, кстати, в личных интересах отдельных депутатов.

– Какие могут быть последствия для города из-за непринятия бюджета?

– Постановлением главы администрации принято решение финансировать расходы на первый квартал исходя из одной четвертой бюджета прошлого года. Сейчас я вынужден буду подписать одну четвертую на второй квартал. Это как-то позволяет сводить концы с концами, но это не очень хорошо, поскольку направления финансирования несколько изменились.

– Возможны ли компромиссы с депутатами, скажем, по зарплате мэра?

– Возможны. И они могли давно уже сами эти решения принять. Это просто такая «фишка» раскручивается. Они же сами приняли это решение о такой зарплате, а переделать его они никак не могут решиться, хотя могли бы. Причем, когда устанавливалась моя зарплата, я предложил вдвое меньше размер, но депутаты решили иначе. Сегодня пошли всякие индексации, зарплата повысилась значительно, я говорю: давайте сокращать. Но им же это не нужно, им же нужно оторвать мэра от людей, показать, что он тут зажрался…

– Так сколько же все-таки вы получаете?

– 140 тыс. руб. начислений в месяц.

– Почти как у главы республики?

– Да, а это недопустимо. И я так считаю. Поэтому я внес предложение урезать себе зарплату. Мы договорились, что мы фиксируем зарплату главы администрации, она составит где-то порядка 107 тыс. руб. начислений. То есть меньше, чем у главы республики, и это правильно.

– А по структуре администрации компромисс возможен?

– Я не вижу в этом никакого смысла. Прокуратура уже вынесла руководству совета предостережение, объяснили им, что можно либо согласовать, либо не согласовать, а отзывать свое согласование уже нельзя, уже люди работают.

– Какие сценарии развития событий для Инты вы прогнозируете?

– Позитивный сценарий. Депутаты «группы Лаврова» (12 человек во главе со спикером совета Владимиром Лавровым – «ЗЖ») принимают первое условие депутатской группы «За сохранение Инты» (10 депутатов, поддерживающих Владимира Шахтина – «ЗЖ») и садятся за стол переговоров. Я думаю, что смена руководства в городском совете неизбежна, поскольку нынешнее руководство себя дискредитировало. Негативный сценарий. Не договорились. Значит, нет бюджета, нет устава, значит, пройдут новые выборы, будут выбраны новые депутаты, и тогда будет принят бюджет уже следующего года.

– А вы не собираетесь подать в отставку?

– Нет, не собираюсь. Я избирался не Лавровым и Несветаевой, а населением города. Позволю себе считать, что население города мою работу оценивает более-менее позитивно. Надеюсь на это. Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы мне подавать в отставку.

– Г-н Лавров заявил о том, что готов покинуть свой пост, но только вместе с вами.

– А самому – слабо? Когда я отработал здесь год в компании «Интауголь» и мы не сошлись с г-ном Спиридоновым (Юрий Спиридонов, экс-глава РК – «ЗЖ»), я подал в отставку и Спиридонова с собой не звал. Когда я работал советником у г-на Торлопова (Владимир Торлопов, глава РК – «ЗЖ»), но к моим советам не прислушивались, я тоже подал в отставку. И Торлопова опять же с собой не звал.

– Есть мнение, что ситуация в Инте могла бы быть не такой напряженной, если бы не ваши, мягко говоря, не очень теплые взаимоотношения с главой республики.

– А у меня не холодные с ним отношения. Дело в том, что у меня теплые отношения только с женой. Больше теплые отношения я ни с кем не выстраиваю. У нас с главой республики официальные отношения, несмотря на былые расхождения по ряду вопросов, и основной вопрос – судьба двух угольных шахт, этот вопрос реализовался по другому сценарию, не по тому, что предлагал я. Ну, решился и решился, мы продолжаем работать, и это не должно быть непреодолимым препятствием в наших с ним взаимоотношениях.

– Желтый дом, как известно, занимается так называемым выстраиванием системы взаимоотношений с главами муниципалитетов, депутатами госсовета, партийными и общественными организациями, СМИ. В приватных беседах это называется «поставить в стойло».

– (смеется) Ну, если будут ставить в стойло, то я потребую себе отдельную конюшню. Я считаю себя элитным жеребцом.

– Сергей Катунин (экс-мэр Сыктывкара – «ЗЖ») тоже, наверное, так считал…

– Вот поэтому, если говорить серьезно, мы только коснулись этого айсберга – взаимоотношений муниципалитетов с руководством республики, причем я не г-на Торлопова имею в виду. Это продолжение все той же темы о стремлении решать вопросы с позиции силы. Да, г-ну Катунину не удалось, скажем так, выстроить взаимоотношения с руководством республики…

– А вы не находите параллели между ситуацией с г-ном Катуниным и вашей?

– В некотором смысле. У нас разница с Катуниным в том, что его избирали депутаты, а меня – население. Это принципиальная разница. Если говорить по большому счету, то это – политическая борьба, а в этом смысле применяются все методы. И неслучайно тут работали республиканские телеканалы, неслучайно накануне сюда приезжала Марина Истиховская (спикер госсовета РК, избранная депутатом парламента от Инты – «ЗЖ»)… Вот вы употребили термин «поставить в стойло». Это ведь совершенно репрессивные методы, их так и надо называть. Вы же помните, Владимир Александрович (Торлопов – «ЗЖ») в 2001 году шел на выборы с политической программой «сломать систему страха». А какую систему при нем создали? Систему репрессий?

– Как считаете, почему, к примеру, у г-на Шпектора (Игорь Шпектор, мэр Воркуты – «ЗЖ») таких проблем, как у вас и г-на Катунина, не возникает?

– Кто вам сказал, что не возникает? Возникают. Но у г-на Шпектора политический вес, будем так говорить, потяжелее. Он уже второй срок работает, он президент союза северных городов, и вот так вот его просто шельмовать… Он, наверное, как политик более гибкий, чем я. В хорошем смысле. Ну, подождите, дойдет очередь и до Шпектора. В стойло, как вы говорите, поставят всех, но – по очереди. Пока не его очередь.

P.S. В пятницу, 31 марта, Владимир Шахтин подписал соглашение с минфином РК.

* * *

Шахтин Владимир Ильич.
Родился 23 октября 1950 года в Москве.
В 1973 году окончил Московский горный институт по специальности «горный инженер-механик».
В 1993 году окончил Академию народного хозяйства при правительстве РФ по специальности «менеджер, управление бизнесом».
В 1973-1988 гг. – горный мастер, замначальника добычного участка, начальник участка, заместитель директора по производству, главный инженер шахты «Капитальная» комбината «Интауголь».
В 1988-1997 гг. – директор шахты «Западная».
В 1997-1998 гг. – генеральный директор АО «Интауголь».
В 1998-2000 гг. – генеральный директор ОАО «Шахта «Западная».
В 2002 году – советник главы РК по промышленности и экономике.
Со 2 марта 2003 года – глава администрации муниципального образования «Город Инта».
Избирался депутатом Верховного Совета РК и госсовета РК, депутатом совета МО «Город Инта» двух созывов.
Член Центрального совета, председатель Коми регионального отделения политической партии «Союз людей за образование и науку» (СЛОН).
Женат, имеет дочь.


Борис Суранов
"Зырянская жизнь"




высказаться в гостевой

архив