Вести

информационный листок

№ 68/09.10.03



ПРИЛЕТИТ ВДРУГ ВОЛШЕБНИК...
Чуда не произошло, в Инту прилетели не волшебники...

Никто не знает, что ждет город, и отсюда вытекает одна из самых главных проблем Инты - страх перед неизвестностью, постепенно переходящий в панику. Люди требуют ответа всего на один вопрос, что с ними будет в случае закрытия шахт?

Нарастающий гул самолетных двигателей. В небе появляется небольшая точка, через какое-то время она приобретает черты самолета. На земле стоят люди и ждут. В это время, совершенно некстати, в моей голове начинает вертеться незатейливый мотив детской песенки: "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете". Хотя о чем это я? В интинском аэропорту ждут приземления не вертолета, а самолета, и летят в город совсем не волшебники, а высокие чины из Москвы и Сыктывкара.



Впрочем, одно сходство с песенкой Чебурашки все же есть - день рождения. Инте - 49 лет. Однако правительственная делегация прибыла не только для того, чтобы поздравить город с очередной датой. Цель их визита совсем непраздничная, скорее, даже наоборот. Но не будем отвлекаться. Все по порядку.

Самолет приземлился, и по трапу начинает спускаться целая вереница прибывших: первый заместитель Главы РК, первый заместитель Министра энергетики, руководитель угольного департамента, министр промышленности РК, журналисты, в общем, свита, огромная - 16 человек. Прилетела столь многочисленная команда лишь с одной целью - разобраться с тем, что происходит в Инте. А разбираться действительно есть с чем. Ситуация в городе сложилась довольно напряженная. Градообразующее предприятие "Интауголь" находится даже не на грани банкротства, оно давно эту грань переступило. У "Северстали", на которую правительство РК возлагает большие надежды, кардинально изменить положение в лучшую сторону пока не получается.

Правительственный десант был настроен на работу, а для того, чтобы как можно больше времени осталось на "проникновение" интинскими проблемами, подумывали о том, а не отказаться ли от обеда? Но городские власти, проявив настойчивое гостеприимство, все же убедили делегацию, что "война войной, а обед по расписанию". Согласившись со столь веским аргументом, гости разделились на три группы и отправилась работать.



Первую группу возглавил руководитель департамента угольной промышленности Минэнерго РФ. А коль разбираться они должны были с угольными проблемами, то соответственно и направились в здание "Интаугля". Владимир Артемьев внимательно выслушал директоров шахт, профлидеров и руководство компании. Мнение было единогласным - шахты "Западную-бис" и "Капитальную" надо закрывать. Правда, есть одна несостыковка. Такой технической единицы, как Шахта "Капитальная", не существует. В свое время, закрывая "Восточную", было решено, что часть шахты будет закрыта, а часть перейдет к "Капитальной".

В результате получилось два предприятия: ОАО Шахта "Капитальная-Восточная" и ОАО Шахта "Восточная-бис". Так что еще не один день придется разбираться с этой путаницей и решать, какую же шахту собираются ликвидировать? Но это все мелочи, поскольку то, что две шахты будут закрыты, дело уже решенное. Специалисты угольных предприятий приводили веские причины в пользу именно этого шага. Например, на то, чтобы "Интинская" вышла на безубыточный режим работы, необходимо вкладывать в нее 50-60 млн. рублей в год (это при условии, что ей будет передана часть оборудования с закрывающейся шахты). Ну, а если предприятие инвестировать на том же уровне, как сейчас (то есть никак), то, самое большое, оно сможет проработать один год. Для того, чтобы пустить лаву на "Восточной" необходимо всего 35 млн. рублей (сейчас уголь на этом предприятии не добывается). Если же верить экономическим и техническим показателям, которые были озвучены на совещании, то вырисовывается следующая картина - сколько денег ни вкладывай в "Западную-бис", она все равно в ближайшие несколько лет останется убыточной.

Руководитель департамента угольной промышленности Минэнерго еще раз напомнил всем присутствующим, что государство несет ответственность за предприятия, где есть принадлежащие ему акции. Как только акции будут проданы, государство снимет с себя всякую ответственность. Поэтому в завершение встречи В.Артемьев предложил рассмотреть вопрос о внесении этих двух шахт в список ликвидируемых.

Пока угольщики решали свои проблемы, первый заместитель Главы РК "застраивал" работников интинской администрации. Николай Левицкий заявил, что ситуация в городе нагнетается искусственно, а мэр города по каким-то причинам не доводит нужную информацию: "Я вам расскажу, что делается для решения интинских проблем. Вы, видимо, не знаете, и это минус мэру".

В это время Леонид Тропко, первый заместитель министра энергетики РФ, ездил по городу в сопровождении интинского мэра. Замминистра решил, что на шахты заезжать ему нет смысла (и правда, зачем, если их скоро закроют?) Посетив Физкультурно-оздоровительный комплекс и магазин, сделав круг почета по городу, вереница машин вернулась в администрацию. Примерно через три часа совещания закончились. И стороны разошлись явно недовольные друг другом.

Следующим пунктом в плане посещения у правительственной делегации была встреча с горожанами. Но вместо этого они попали на конференцию трудовых коллективов. Николай Левицкий попытался разрядить обстановку, поздравив присутствующих с Днем города, и сообщил, что в качестве подарка республика дарит Инте компьютерный класс. Но в общем негативном настроении интинцев подарок этот растворился и не произвел никакого впечатления.

Пользуясь возможностью получить информацию из первых уст, на встрече был задан вопрос, который волнует многих жителей Инты. Как, и главное, на какие средства будут переселять бюджетников? Если с шахтерами все более менее понятно, им будут предоставлять жилье, как работникам ликвидируемых предприятий, то как будут переселять медиков, учителей? Ведь школы и больницы никто не будет ликвидировать, их будут просто сокращать. Первый заместитель Главы РК обозначил один из вариантов решения этой проблемы: в следующем году Правительство региона намерено выделить 200-300 млн рублей, именно на переселение работников бюджетной сферы. Правда, при этом Николай Левицкий оговорился, что это пока предположительная сумма, более точные данные можно будет назвать только после принятия республиканского бюджета на 2004 год. Однако уже сейчас можно сказать о том, что частично людей предполагается переселять в южные районы Коми - в Сыктывкар и в Сыктывдинский район. Это вызвало в зале недовольный ропот.

Тому, кто присутствовал в зале, идея не понравилась. Хотя еще совсем недавно некоторые интинцы были недовольны тем, что им не дают возможности переселяться именно на юг республики. Нервозность и злость интинцев привели к тому, что любое предложение, любое слово вызывало негативную реакцию. И все же надо отдать должное собравшимся в зале, они очень внимательно слушали выступления. Но к завершению встречи вопросов у них появилось гораздо больше, чем было в начале.

Поздний вечер. Автомобильный кортеж направляется в сторону аэропорта. Гости улетели. А оставшиеся вздохнули с облегчением. Город устал. Устал от конференций, которые в последнее время проводятся в Инте чуть ли не каждую неделю. Город устал от пламенных речей и лозунгов, от выступлений. Но больше всего город устал от неопределенности.

Что же происходит в Инте и есть ли у нее будущее? Ответить на этот вопрос очень сложно. В городе творится что-то непонятное. Есть несколько течений, которые ратуют за спасение Инты. Профсоюзы гнут свою линию - закрытие шахт и переселение работников. У мэра свое видение решения проблем. Если вначале он был категорически против закрытия "Западной-бис", то сейчас он с этим смирился и теперь требует гарантий того, что закрытие шахт будет проходить цивилизованно. Есть еще и третья группа. Основной лозунг у них - "нет закрытию шахт". Несмотря на то, что все эти группы людей работают на одну идею "Спасение Инты", взаимопонимания между ними практически нет.

Приезд в Инту чиновников высшего ранга еще раз подтвердил - мэр города в опале. И в какой-то степени сейчас идет самое настоящее выяснение отношений. При любом развитии ситуации Шахтин оказывается на высоте.

Если угольные предприятия будут закрыты и людей начнут цивилизованно переселять, эту заслугу народ, естественно, припишет ему. Ну, а если шахты прикроют нецивилизованно, у интинского мэра будет хорошее оправдание - извините, сделал все, что смог. При этом ему даже не надо что-то предпринимать. Достаточно просто сидеть и ждать. В любом случае опальный мэр зарабатывает очко в свою пользу.

Если отстраниться от всего и посмотреть на ситуацию в Инте, то вырисовывается следующая картина: есть город с населением примерно в 45 тысяч человек. Когда-то все в нем было завязано на угольной промышленности. Сейчас угольщики не в состоянии обработать даже себя. В какой-то степени они сами себя загнали в угол. Ну, нельзя заниматься социальным бизнесом. Эти два понятия необходимо разделять. Взять, к примеру "Западную-бис". Сейчас шахта вообще не добывает уголь. Соответственно, нет нужды держать всех работников и руководство предприятия решило, часть из них отправить в вынужденный отпуск. Так сказать, сэкономить немного средств.

Так вот более 170 человек по вине предприятия оказались временно без работы. Часть из них при этом трудоустроили на других угольных предприятиях, остальные будут сидеть дома и раз в неделю приходить в табельную и отмечаться. Бедные, скажете Вы? Может быть, но я вот не соглашусь. Пока эти люди сидят дома, предприятие обязано платить им полный оклад, северные и коэффициент. Это оговорено в коллективном договоре, хотя по закону за вынужденные простои работнику причитается всего две трети от тарифа. Странная экономия средств получается. И таких примеров можно привести сколько угодно.

Уголь и Инта - понятия неразрывные. Возможно, в далеком будущем город не будет зависеть от угольной промышленности и в районе начнет развиваться добыча газа, нефти, марганца, золота. Но пока проблемы шахт - это проблемы города. На сегодняшний день интинский бюджет на 80 процентов дотируется республикой. Город стал иждивенцем. Впрочем, есть и те, кто считает, что ситуация на угольных предприятиях не столь катастрофична. По их мнению, запасы угля огромные,

а средств на то, чтобы шахты вышли на рентабельный режим работы, требуется не так уж и много. Но так ли это на самом деле, неизвестно. Никто не проводил оценку "Интаугля". Вернее ее проводили, но, как правило, заинтересованные специалисты, а по сему их выводы всегда будут ставиться под сомнение, даже если они окажутся на 100 процентов верными.

Можно сколько угодно кричать о том, что ликвидировать шахты нельзя, но если нет инвесторов, готовых вкладывать в них деньги, то совершенно ясно, что закрыть предприятия придется. А это значит, что примерно половина населения города окажется безработными. Кто-то из республиканских чиновников назвал их "излишним населением" и народ возмутился, мы столько лет отдали этому городу и теперь оказались лишними? Ну что ж, гнев, возможно, и праведный. Но ведь если абстрагироваться от названия "избыточное население" и задать вопрос - вы хотите уехать из Инты? -половина жителей скажет: "Да, хотим, если, конечно, будет, куда".

Вот тут и начинаются самые большие проблемы. На переселение избыточного населения, а это около 20 тысяч человек, необходимо примерно 5 млрд. рублей. По самым оптимистичным прогнозам, на миграцию интинцев понадобится от трех до семи лет. Тем, кто попадет в первые ряды переселяющихся, повезет, а вот что делать тем, кто окажется в числе последних? Общаясь с журналистами, В.Артемьев, руководитель департамента угольной промышленности, сказал: "Да, последним будет плохо. Им будет очень плохо. Но надо сделать первый шаг, иначе все так и останется в состоянии неопределенности". Ответ жесткий, но достаточно честный. Но тут же у большинства интинцев возникает встречный вопрос, а будет ли сделан этот первый шаг? Жители города еще очень хорошо помнят закрытие шахты "Глубокая". Прошло более пяти лет, как предприятие ликвидировали, а некоторые бывшие работники до сих пор не получили жилье за пределами Инты. И ведь в случае с "Глубокой" переселять надо было не такое количество людей, как сейчас. Так что недоверие интинцев, в принципе, понятно. И хорошо усвоив "глубокий" урок, они, вполне справедливо, требуют гарантий от правительств Коми и Российской Федерации.

Будут ли даны эти гарантии? Четкий ответ на этот вопрос могут дать только те, кому положено подписывать подобное соглашение. Ведь в случае его невыполнения будет с кого спросить. Сейчас в Инте говорят о том, что такой гарантийный документ не подпишет никто. Слишком большая ответственность. Ну что ж, в конце октября Владимир Торлопов собирается с официальным визитом посетить этот северный город, так что у жителей Инты будет уникальная возможность задать этот вопрос непосредственно Главе республики.

Наталия Крутских, "Версия в Коми"

________________________________________________________________________________

>>>Архив "Вестей" <<< ________________________________________________________________________________

Сайт управляется системой uCoz