ГЛАВА 22
К середине 50-х годов
строительство поселка подходило к завершению. Из десяти кварталов, намеченных
генеральным планом, уже шла застройка девятого, что завершался улицами
Пригородной (ныне Чайковского) и Социалистической. В домах этого квартала, кроме
жилья, были предусмотрены помещения для филиала Госбанка, Дома пионеров, здания
поликлиники № 1, двух типовых детских садов-яслей. Напомню, что в центре этого
квартала уже возвышалась водонапорная башня.
За 1953
год шахтеры Инты добыли 2,8 млн. тонн угля, прибавка в следующем году намечалась
около полумиллиона. Численность населения поселка, не считая заключенных,
приближалась к тридцати тысячам. За один 1954 год строители сумели сдать новой
жилой площади 7 тыс. кв. м.
Руководство комбината и
поселковый Совет настойчиво ставили перед вышестоящими инстанциями вопрос о
необходимости преобразования поселка в город. И, наконец, 4 октября 1954 года появился Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о преобразовании Инты в город районного подчинения. Этим же Указом районным
центром был определен поселок Верхняя Инта, что привело к ненормальной ситуации,
когда оперативные вопросы всесоюзной стройки должны были решаться через
поссовет. По настоянию Инты лишь 23 июня 1955 года Президиум Верховного Совета
РСФСР утвердил постановление Президиума Верховного Совета Коми АССР о
перенесении райцентра из поселка Верхняя Инта в город Инту. Но пройдут еще почти
два года прямо-таки «дипломатических» переписок и переговоров с Сыктывкаром и
Москвой, пока, наконец, 28 сентября 1957 года Указом Совета Министров РСФСР
город Инта будет признан городом республиканского
подчинения.
Для современного интинца девяностых годов
будет интересно высветить ряд моментов, характерных для того года, когда родился
город, для чего автор использовал свою же статью, опубликованную в мае 1984 года
в газете «Искра» под заголовком «Инта - 1954
год».
Итак, новорожденный город не имел ни одного
метра асфальтированного покрытия дорог, все улицы и дворы были присыпаны горелой
породой, город не имел авиасвязи с так называемой большой землей, не было в
городе такси, не было и частных автомашин, не было телевидения, была только
первая программа радио. На станции Инта МПС не было еще вокзала. Автодорога
между Предшахтной и станцией Инта была еще в таком состоянии, что интинцев к
московским поездам доставляли по железнодорожной узкоколейке в пассажирских
вагонах. Единственный маршрут автобуса курсировал между центром (ул. Кирова,
7-14) и Предшахтной.
Удивления будут достойны и такие
факты, что, например, первый кинотеатр «Россия» только строился, ДКШ был еще
двухэтажный, деревянный. На улицах Кирова и Полярная стояли отдельные чахлые
саженцы, отсутствовала ливневая канализация, очистные сооружения только
строились. Водоснабжение базировалось на артезианских скважинах. Работала одна
средняя школа № 1, а здание школы № 5 еще строилось. Качество угля улучшалось
ручной выборкой породы при его транспортировке лентой от устья шахтного ствола
до железнодорожного бункера-накопителя. Не было ни одного телефона-автомата.
Здание поликлиники № 1 (Кирова, 36) еше строилось. Оно завершало город. Дальше
была тундра. Обычная тундра, куда ходили по грибы и
ягоды.
Десятилетняя история поселка Инта - это цепь
непрекращающейся ни на один день, ни на одну ночь борьбы за уголь. Так было и в
военное лихолетье, когда властвовал призыв: «Все для фронта, все для победы».
Так было и после великой Победы, когда нужно было восстановить из руин западные
районы Советского Союза, в том числе Украину. Белоруссию. Прибалтику, Ленинград.
И во все эти районы шел наш интинский уголь.
Несмотря
на повсеместное и во все годы численное преобладание контингента заключенных, в
поселке во всех сферах сформировались крупные и сплоченные коллективы шахтеров,
строителей, транспортников, геологов, медицинских и педагогических работников,
тружеников сельского хозяйства, снабжения, торговли, коммунального хозяйства,
идеологического фронта.
В истории каждого трудового
коллектива ранее бережно хранились имена передовиков, новаторов, ударников,
трудом своим прославляющих коллективы, да и Инту в целом. К великому сожалению,
после пресловутой перестройки грубый прагматизм и беспредельная коммерциализация
привели к тому, что повсеместно прекращали свое существование не только Доски и
Уголки Почета, но и целые клубы, Дома культуры. В результате благотворное
равнение на лучших, на передовиков было в большинстве коллективов утрачено, что
немедленно отразилось на трудовой и производственной дисциплине, на
производительности труда и его качестве.
При всем
уважении к ударникам труда, ограниченный объем данной книги позволяет назвать
лишь самых выдающихся организаторов и тружеников, тех, кто не был упомянут в
тексте.
Вот их
имена:
Асылбек Орумбаев - шахтер, за выдающиеся
трудовые достижения в добыче угля был первым в Инте награжден орденом
Ленина;
Константин Иванович Медов (1926-1989) -
лучший проходчик шахты № 9 («Капитальная»), первый в Инте Герой
Социалистического Труда;
Андрей Леонтьевич Бойко -
один из первых стахановцев шахты № 2 («Глубокая»), 50 лет отработавший на родной
шахте;
Семен Наумович Штипельман (1918-1975) -
инженер, директор шахты № 9, первый генеральный директор объединения
«Интауголь», выдающийся организатор, хозяйственник, коммунист, всю свою жизнь
отдавший Инте;
Василий Дмитриевич Юров - один из
первых директоров шахты «Западная»;
Василий
Лаврентьевич Сарай - первый организатор и Руководитель автотранспортников
Инты;
Давид Агабекович Бадалян - бригадир лучшей
бригады сантехников, Заслуженный работник народного хозяйства Коми
АССР;
Анна Дмитриевна Лукьянова - в военные годы
начальник медсанчасти Инты, Заслуженный врач
РСФСР;
Галина Александровна Лайвант - ветеран средней
школы № 1, Отличник народного просвещения
СССР;
Григорий Григорьевич Богданович - ветеран
геолог, руководитель геологической службы Инты, одним из первых удостоенный
звания Почетный гражданин Инты;
Иван Иванович Савчук
- рабочий очистного забоя шахты «Восточная», кавалер ордена
Ленина;
Владимир Николаевич Васильев - Заслуженный
работник народного хозяйства Коми АССР, 25 лет отработавший на добычном участке
шахты №'4;
Александр Федорович Шехунов - участник
Великой Oтeчественной войны, кавалер ордена Александра Невского, 20 лет
руководивший совхозом «Большая Инта», Почетный гражданин
города;
Анна Павловна Скрыльникова - доярка совхоза
«Большая Инта», за выдающиеся успехи в животноводстве была награждена орденом
Ленина;
Степан Ефимович Канев - бригадир оленеводов,
за самоотверженный труд был удостоен высшей награды - ордена Ленина.