информационный листок
№ 31 (135)/22.03.04
Во власти виртуального» мэра оказались не только работники двух закрываемых шахт, но и вся Инта
Всю эту неделю, помимо итогов выборов Президента, в Сыктывкаре обсуждали проблемы Инты. Лидеры профсоюзов, не добившись внятного ответа от мэра города Владимира Шахтина, почему он тормозит процесс ликвидации убыточных шахт, приехали искать правды и поддержки на Стефановской площади.
"Трибуна"
>>>Архив "Вестей" <<<
________________________________________________________________________________
16 марта по их инициативе в малом зале администрации Главы республики прошло экстренное заседание республиканской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. А накануне лидеры профсоюзов обсудили эту чрезвычайную для города ситуацию с первым заместителем Главы РК Николаем Левицким.
Суть проблемы, напомню, в том, что интинский мэр упрямо не хочет ставить свою подпись под техническим заданием закрытия убыточных шахт, а без его автографа Москва не дает Коми денег на решение социальных проблем высвобождаемых шахтеров. Время «Ч» случилось 11 марта, когда среди угольных регионов распределялись деньги на первый квартал. Поскольку республика не смогла представить к этому сроку все необходимые документы, то 26,6 миллиона рублей, зарезервированных для Инты, были перераспределены и отправлены в Ростов, Тулу, на Кузбас...
«Пять регионов стоят сегодня с протянутой рукой, но их всех отодвинули и хотели дать нам. Как я поеду договариваться снова, если Москва справедливо говорит: разберитесь наконец сами, чего вы хотите!» – поделился с профлидерами Н. Левицкий.
На сегодня ни в Москве, ни в Сыктывкаре, ни в самой Инте нет ни одного специалиста, кто бы сомневался в необходимости ликвидации. Шахта «Капитальная» выработала свой ресурс на 100%. На «Западной-БИС» уголь остался, но он низкокачественный и в то же время безумно дорогой. Нет сегодня на него ни спроса, ни инвестора-камикадзе, который бы рискнул вложить миллионы в заведомо провальный бизнес. Тем не менее, мэр города, как некогда Лев Троцкий, продолжает гнуть свое: ни мира, ни войны. Ни работы, ни ликвидации.
Аргументы Владимира Ильича весьма шаткие. Во-первых, контрольный пакет шахт до сих пор принадлежит Правительству РФ, то есть государству, и, значит, по мнению Шахтина, от имени собственника подписывать техзадание должен, как минимум, премьер-министр или его первый зам, а никак не гендиректор ОАО «Интауголь» Вадим Ларин. А во-вторых, мэр продолжает настаивать, что у «Западной-БИС» есть шанс. Нужно только тщательнее искать инвестора.
Между тем вопрос о легитимности В. Ларина уже давно решен в Москве, отметил на совещании Н. Левицкий. По его словам, чиновники федерального Правительства не раз проверяли правомочность действий гендиректора, и, если бы у них появились хоть малейшие основания не доверять ему, они никогда не дали бы «зеленый свет» финансированию. По мнению первого заместителя Главы, вопрос не в подписи. Условно говоря, если завтра на техзадании распишется Фрадков, Шахтин будет требовать автограф Папы Римского. Вопрос, видимо, в том, что, расписавшись в документе о ликвидации, нынешний мэр, а в недавнем прошлом горный инженер и генеральный директор практически частной шахты «Западная», Владимир Шахтин окончательно и бесповоротно теряет возможность участия в приносившем ему когда-то приличные деньги угольном бизнесе. Кем он был? Угольным «генералом»! А кто сегодня? Мэр маленького северного городка с избыточным населением. К тому же – выборный. Есть ли гарантия, что через три года люди вновь отдадут за него свои голоса? Вот то- то и оно...
«Не может жизнь пяти тысяч человек зависеть от воли одного, – кипятился на совещании председатель Федерации профсоюзов республики Дмитрий Лукашенко. – Шахтин намеренно затягивает процесс подписания техзадания. Это прямой уход от ответственности, что должно стать предметом внимания Прокуратуры. Причем не только республиканской».
Помимо запросов в правоохранительные органы, Дмитрий Борисович предложил воздействовать на главу городской администрации и другими законными способами. «Если надо, мы нарастим давление на мэра», – заявил он, подразумевая организацию бессрочного шахтерского пикета.
Достаточно бурно проходило и заседание трехсторонней комиссии. Интрига заключалась в том, что неожиданно для самого себя Шахтин нашел поддержку в лице депутата Госдумы РФ Юрия Спиридонова. Экс-Глава РК пытался доказать, что его депутатский запрос на имя бывшего премьера Правительства РФ Михаила Касьянова с просьбой «привлечь к ответственности лиц, виновных в целенаправленном уничтожении вполне благополучных угольных предприятий», есть не что иное, как желание справедливости. При этом поведение депутата в до боли родном ему зале заседаний правительства было похоже на поведение глухаря на току. Не слыша единодушного мнения выступавших, он толковал, что в случае ликвидации предприятий люди, мол, окажутся на улице, поэтому нужно обсуждать не закрытие, а возможность продолжения работы шахт. Как говорится, без комментариев...
«Из технической плоскости проблема давно уже перешла в политическую, – снова взял слово Д. Лукашенко. – Шахтин загнал город в тупик, так давайте посмотрим, что мы можем сделать без него», – обратился он к членам комиссии, предлагая закончить бесплодную дискуссию.
В итоге решено было, что совет депутатов Инты вынесет на ближайшую сессию вопрос о возможности начать процесс отзыва мэра. А под техническим заданием закрытия убыточных шахт свою подпись поставит председатель горсовета Владимир Лавров.
Игорь АРТЕМОВ.
P.S.
Василий СИДОР, председатель профкома ОАО «Шахта «Капитальная»:
– Шахта «Капитальная» выработала свой ресурс. Это признают все, в том числе и Шахтин. Однако ее закрытие привязывается к ситуации с шахтой «Западная-БИС». Мэр города отказывается подписать техзадание по закрытию двух угольных предприятий. В результате оказались под угрозой все прежние договоренности на получение федеральных средств. Шахтеры уже потеряли в первом квартале 26,6 млн. рублей, которые должны были прийти на решение социальных проблем (погашение долгов по зарплате, переселение уволенных шахтеров, выплата компенсаций и т.д.), но их Москва уже перераспределила другим угольным регионам.
Шахтерский город понесет жесточайший урон, если Шахтин и дальше будет противодействовать решению проблемы. Причем он играет на чувствах людей, обманывая их и организуя пикеты из пенсионеров-бюджетников, которые ничего не смыслят в шахтерских производственных делах и идут у него на поводу.
Владимир ФРИЕВ, председатель профкома ОАО «Шахта «Западная-БИС»:
– Когда в 2000 году наше предприятие было подвергнуто процедуре финансового оздоровления, т.е. банкротству, у него было 650 миллионов кредиторской задолженности, в т.ч. 120 млн. руб. – по зарплате. До такого состояния довел предприятие Владимир Ильич Шахтин, будучи его генеральным директором. В итоге он был отстранен от руководства шахтой и уехал в Москву. Шахта «Западная» после этого была преобразована в «Западную-БИС», которая начала работать с 1 ноября 2001 года.
Однако уже в марте следующего года из-за непогашения долгов ее стали ограничивать в снабжении электроэнергией. В результате в 2002 году было добыто лишь 500 тысяч тонн угля, в 2003-м – только 187 тысяч. Шахтеры, не получая никакой помощи ни из Москвы, ни из республики, вышли на рельсы, в пикеты, но результата это не дало: выкручивайтесь, мол, сами как хотите. А как это делать? Изношенность шахтного оборудования – 90 процентов, проблема со снабжением электроэнергией, сеть горных выработок – около 70 км (и ее надо поддерживать в нормальном состоянии), отсутствие собственных средств. Единственный акционер шахты – компания «Интауголь», которая сама в долгах. А чтобы шахта «Западная-БИС» заработала эффективно, надо погасить кредиторскую задолженность в 650 миллионов и «выбить» еще с миллиард рублей на развитие предприятия. Кто даст столько денег? Поэтому было принято решение о закрытии шахты.
Олег АВДЕЕНКО, председатель Интинского теркома Росуглепрофа:
– Нерешение проблемы закрытия двух шахт приведет к тому, что «Северсталь-Групп» не пойдет на покупку Интинской угольной компании. В результате город и шахты будут брошены на произвол судьбы. А приход в Инту «Северстали» даст возможность погасить большие долги по шахтерской зарплате и кредиторскую задолженность. Как может мэр города не быть заинтересованным в этом?! Ведь крах компании «Интауголь» потянет за собой бюджетников и весь город. Шахтин же все делает для того, чтобы «Северсталь» не пустить в Инту.
Что хочет Владимир Ильич? Чтобы шахты стали муниципальной собственностью и он мог еще похозяйничать над ними, а когда это приведет к краху – он скажет: «Уважаемое правительство Республики Коми, давай деньги на очередное «оздоровление» двух шахт!» По нашему мнению, Шахтин – главный гробовщик интинских шахт и города!
Наше мнение о прошедших двухдневных встречах с руководством РК? Правительство республики прекрасно понимает создавшуюся ситуацию. Однако, к сожалению, оно не включило всех имеющихся у него рычагов воздействия на мэра города для положительного решения этой острейшей проблемы.