информационный листок
№ 56 (160) / 22.04.04
Интинская депрессия и одна древняя профессия
Ни для кого не секрет, какая ситуация сложилась сегодня в приполярной Инте. Средства массовой информации акцентируют свое внимание прежде всего на экономических проблемах города. Однако надо заметить, что они – не единственные. Ведь вслед за ними все более острой становится социальная обстановка в районе.
Д. Зырянин
Высказаться в гостевой
>>>Архив "Вестей" <<<
________________________________________________________________________________
Тяжелая жизнь оставляет место лишь «простым» радостям. Именно поэтому на селе процветает пьянство, а в городе последние очаги культуры скоро будут казаться чудом. Уже давно проявили себя и другие типичные признаки социальной депрессии.
Навряд ли кто-то сможет сказать точно, как все начиналось. Официальная статистика говорит, что и по абсолютному, и по относительному числу «женщин нетяжелого поведения» Инта всегда уступала другим городам Коми – Усинску, Ухте, своей старшей сестре – Воркуте – и так далее. Но все же это число было, есть и, наверно, будет.
Когда-то поговаривали, что своеобразным центром услуг проституток города является некая структура, работающая на комплекс развлекательных (вполне легальных самих по себе) и оздоровительных заведений на одном из ближних поселков. Так это или нет, трудно сказать. Но потом это дело, наверно, пошло на спад: хотя и ходят слухи, что, мол, в иных ночных заведениях и поныне можно при желании найти любые услуги, на самом деле в настоящее время в Инте уже нет условий для чего-то массового и хорошо организованного. Людей и денег в городе становится все меньше. Настало время разовых «заказов» для хороших клиентов. А одновременно – и стихийного разгула – но уже не ради денег. Скорее – ради собственного удовольствия.
Что касается первого, то тут все понятно. В отсутствие явного контроля и единоличной «крыши» практически любая девушка может открыть свое дело. Приемной для клиентов при этом зачастую служит лестничная площадка, а рабочим кабинетом – собственная квартира. Конечно, можно подумать, что к этому как-то толкает хотя бы та же самая безработица, которая сейчас стала настоящим бедствием Интинского района. Однако скорее всего главная причина в другом – в банальном падении нравов. И признаком тому служит хотя бы то, что в последнее время средний возраст ударниц полового труда заметно снизился.
По рассказам некоторых крупных представителей интинского бизнеса, они не раз сталкивались с такой ситуацией, когда, упрощенно говоря, к ним в офис заявлялись школьницы с невинными глазами и со словами вроде: «Дяденька, не хотите продажной любви?» Девочки знают, куда идти, чуя запах денег. И в итоге предложение даже превышает спрос. Именно поэтому у предпринимателей даже существовал такой способ ведения дел: снять сауну, набрать туда деликатесов, спиртного и девочек, пригласить на этот дружеский вечер неуступчивых компаньонов – и через некоторое время уже мало что соображающие партнеры подписывали любые контракты – безо всякого принуждения и насилия…
Но есть и еще одна сторона этого явления, о которой уже было упомянуто. Это стихийный разгул «мелкой проституции», прежде всего в подростковой среде. Конечно, по больше части он подпитывается за счет детей из неблагополучных семей. Другое дело, что таких семей в Инте все больше, а причина все та же: экономическая и социальная депрессия. Девочки порой соглашаются на все даже не ради денег, а ради бутылки водки. А иногда и просто ради веселья в шумной компании в каком-нибудь подвале. «Качество» таких девочек иногда весьма сомнительно. Но и клиентура ведь соответствующая. Один молодой человек, часто появлявшийся в сопровождении двух таких особ, на вопрос: «И как тебе с такими страшными?..» - ответил: «А чо, лицо им подушкой закрыл, и нормально…»
Несколько лет назад по медицинскому ведомству прошла небольшая реформа, и все лица, не достигшие 18 лет, были переданы городской Детской Поликлинике. И теперь детские врачи в ужасе всплескивают руками: число девчушек в возрасте 14-17 лет, лежащих в детской больнице по причине совсем «взрослых» венерических заболеваний, огромно.
Один мой хороший знакомый (пытливый журналист из Сыктывкара) со своим товарищем решил даже поэкспериментировать: они захотели проехаться по улицам города и попробовать в наглую, открыто "снять" девочек. Высовывались из окна машины и грубоватым голосом зазывали – "поехали кататься!". После нескольких попыток, согласились 16-17-летние пэтэушницы. А товарищ без труда заманил домой двух четырнадцатилетних школьниц… пивом.
Разумеется, власти города пытаются как-то препятствовать таким процессам. Одно время через специальную службу практиковалась бесплатная анонимная раздача подросткам контрацептивов, однако потом это пришлось прекратить: эдакая халява в обстановке секретности (а значит – безнаказанности) способствовала лишь дальнейшему развитию негативных явлений. Детская комната милиции делает все возможное, следит за статистикой, иногда в старших классах школ города ею даже проводятся специальные занятия по теме различных подростковых преступлений. Работают и службы психологической поддержки, как для детей, так и для родителей. Но ничего существенно не меняется.
На уровне отдельных людей исправить ситуацию вряд ли удастся. Здесь действует влияние негативной, гнетущей обстановки в самом городе. А ведь когда-то Инта славилась тем, что ее жители – очень добрые, гостеприимные, высокообразованные люди. И так действительно было. Хотя справедливости ради надо заметить: главная причина крылась в том, что когда-то в лагерях на месте города Сталин держал едва ли не сливки довоенной интеллигенции, которая, освободившись, во многом составила население будущей Инты. Но это многострадальное поколение и его удивительно человечные традиции давно ушли в прошлое. И если город так и оставят попросту умирать, то все станет еще хуже и на проституции не остановится. Но надо еще раз заметить, что, даже несмотря на все описанное, Инта не является «рекордсменкой» Республики. У города есть другие проблемы, которые порождают такие явления, и именно их надо решать в первую очередь.
Часть данной статьи в переложении Е. Карельского (Сыктывкар) можно прочесть в «АиФ-Коми» от 7 апреля 2004 года
________________________________________________________________________________