Вести Инты
С 14 по 16 июня в Республике Коми гостила министр Латвии по делам общественной интеграции Карина Петерсоне. Корреспондент «ЗЖ» выяснил, что большую часть своего делового визита г-жа Петерсоне думала, что она находится в Сибири.
№ 89 (449) / 23.06.06
Латвийский министр перепутала Коми с Сибирью, став жертвой стереотипов
20 Июн Г-жа Петерсоне родилась в 1954 году в семье известного латышского драматурга Петериса Петерсона. По специальности она филолог, кандидат наук. Политическую карьеру начала в 1991 году помощником председателя Верховного совета Латвии (в этой должности осуществляла синхронный перевод заседания о провозглашении независимости). В 1998-2002 годах – министр культуры Латвии. 8 апреля этого года г-жа Петерсоне, представляющая партию «Латвийский путь», стала третьим в истории страны «беспортфельным» министром, курирующим вопросы общественной интеграции.
Латышские министры-интеграторы отвечают за межэтнические отношения, развитие гражданского общества и связь с латышской диаспорой. В Латвии, дискриминирующей своих «негров» (неграждан, как правило, русскоязычных), центристке Петерсоне приходится нелегко. «Проблема не в разобщенности общества, которое якобы надо сделать интегрированным, а в стереотипах, от которых мы все страдаем и которые мы сами с иезуитской изощренностью множим», – посетовала она в майском интервью русскоязычной газете «Час».
13 июня, накануне выезда Карины Петерсоне в Инту, московский корреспондент «Часа» невольно проверил ее личную приверженность стереотипам: «Готовы ли вы к сибирскому гостеприимству – там по русской традиции наверняка будут угощать водкой?» Министр ответила: «Конечно, о сибирском гостеприимстве известно многое. Мне доводилось бывать на охоте, и в холод могу выпить немного водки, хотя в другое время предпочитаю вино. Но когда ты в Риме, то нужно вести себя, как римлянин».
Погостив у интинских – наиболее сплоченных в Коми – латышей, 15 июня г-жа Петерсоне и сопровождающие ее лица (первый секретарь посольства Латвии в России Майра Кезбере, председатели латышских обществ США и Австралии Янис Кукайнис и Янис Далиньш, работники секретариата) прибыли в Сыктывкар. Вечером они встречались с сыктывкарскими латышами. Прессу на мероприятие специально не приглашали, но корреспондент «ЗЖ» благодаря латышскому дедушке сошел за своего.
В основном вопросы к министру касались формальностей, препятствующих выходцам из Латвии поддерживать связь с утраченной родиной. Отвечая на них, министру пришлось краснеть за перекосы, созданные политиками правого толка. По ходу разговора выяснилось, что потомки этнических латышей, никогда не живших в границах современной Латвии, имеют больше визовых преимуществ, чем репрессированные представители русских и немецких семей, поселившихся на территории Латвии задолго до ее присоединения к СССР.
Неофициальная часть встречи заранее не планировалась, но все равно, по «сибирской традиции», состоялась. Водку, правда, не подавали, заменив ее менее крепкой рябиновой настойкой. В неформальной обстановке корреспондент «ЗЖ» поинтересовался у г-жи Петерсоне: «А откуда взялся стереотип, что Республика Коми – это Сибирь?» После пятисекундного замешательства министр обескураженно переспросила: «Это не Сибирь?» Корреспонденту пришлось пояснить, что Сибирь начинается за Уральскими горами, которые визитерам наверняка показывали в Инте. «У нас в Латвии всех высылали в Сибирь, и тогда, в 40-х годах, родилось мнение, что Россия за Москвой – уже Сибирь. Она такая большая. Инта, Воркута – это сплошная Сибирь, – пояснила г-жа Петерсоне происхождение стереотипа, но себя оправдывать не стала, – Значит, мы опростоволосились. Век живи – век учись».
Эрнест Мезак
"Зырянская Жизнь"
высказаться в гостевой
архив