Вести Инты
О приоритетных инвестиционных проектах Коми в интервью агентству «Бизнес-Новости РК» рассказал министр промышленности и энергетики республики Николай Герасимов. «КомиОнлайн» приводит выдержки из интервью.
№ 112 (472) / 17.10.06
Выдержки из интервью главы Минпромэнерго Коми Николая Герасимова
- Сейчас самая, пожалуй, модная и масштабная тема — газ. Тем более, по территории Коми пройдет участок газопровода Ямал — Европа.
Да, для республики это будет главный инвестиционный проект в ближайшие 50 лет, если не во всем столетии. Транзит сулит очень хорошие перспективы с точки зрения поступлений в бюджет и появления дополнительных рабочих мест. Намечающийся в стране газовый дефицит — 40-50 миллиардов кубометров — можно восполнить только за счет Ямала. На подписании соглашения с «Газпромом» о газификации республики Алексей Миллер (председатель правления «Газпрома» — БНКоми) сообщил, что в ближайшее время он подпишет документы о начале строительства.
Борьба за то, по территории какого региона пройдет газопровод, шла очень жестко. До последнего момента рассматривался и другой вариант, который предполагал прохождение трассы по восточному склону Полярного Урала, где находятся основные ветки действующего газопровода. Его поддерживал, например, губернатор Ямало-Ненецкого округа Юрий Неелов. Могу сказать, мы только в октябре прошлого года вздохнули спокойно. На то, что в конечном счете был принят выгодный для нас вариант, повлияла и протяженность — газопровод оказался на 600 километров короче, и, соответственно, его строительство обойдется дешевле.
- В ноябре должен пройти аукцион по продаже федерального пакета акций «Интаугля». Вы не раз говорили, что поскольку у компании крупные долги — более 3 миллиардов рублей, — эту долю никто не выкупит. Ваше мнение не изменилось?
Нет. Мое личное мнение — аукцион снова не состоится. Его пытаются провести уже в третий раз. Предприятие «Интауголь» фактически является банкротом. Есть два пути: либо государство списывает висящие на «Интаугле» долги (а это невозможно), либо компания признается банкротом и ликвидируется. Мы еще в апреле предлагали на совещании в Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом не терять время и готовить компанию к ликвидации. Но предприятие уже стояло в плане приватизации, и поэтому нужно было проводить аукцион.
- Вы, кроме того, заявляли о необходимости сохранить после ликвидации «Интаугля» его «здоровое ядро». Что подразумевается под «ядром»?
Активы на базе шахты «Интинская». Это современное, работающее предприятие с обогатительным комплексом, которое в состоянии ежегодно добывать 3 миллиона тонн угля и сохранять рентабельность. Запасов «Интинской» в существующих пластах хватит на 10-15 лет. Нужно будет провести отдельную оценку активов шахты, создать на их базе новое акционерное общество и выставить пакет на торги.
Шахта «Восточная», напротив, практически выработала свой ресурс и подлежит закрытию. Она продолжит работу до февраля будущего года — этим сроком у нее, собственно, и ограничена лицензия. Сейчас уже ведется демонтаж отдельных узлов, не задействованных в производстве.
- Российский фонд федерального имущества оценил продаваемый пакет «Интаугля» в 35 миллионов рублей. Вы согласны с такой оценкой?
Вопрос стоимости всегда несколько неоднозначный. Лично я продал бы этот пакет за 1 рубль. В прошлом году имущество «Интаугля» арестовывалось несколько раз, налоговые инспекции подавали на банкротство. Мы обращались в федеральную налоговую службу и просили отменить эти решения, убеждая, что 60% акций компании принадлежат государству, и проблема с долгами вскоре будет решена. А если вы завтра выкупите предприятие, уже послезавтра у вас будут сидеть налоговики всех уровней и требовать найти, не взирая ни на что, 4 миллиарда в кармане и расплатиться. При таком количестве долгов «Интауголь» — не покупаемое предприятие.
- Все напрямую связано с добычей природных ресурсов. На федеральном же уровне постоянно звучат тезисы, что нужно диверсифицировать экономику, развивая массу других отраслей промышленности. В Коми такой поворот реален?
Мне задают подобные вопросы. Говорят, что надо избрать инновационный путь развития, развивать новые технологии, туристическую отрасль и т.д. Конечно, я ничего не имею против, если начнут активно развиваться все сферы экономики. Но, мне кажется, это дело других регионов. Не нужно питать иллюзий, что мы быстро пересядем из одного вида транспорта в другой и отправимся в счастливое будущее. Богатая природными ресурсами Республика Коми всегда была сырьевым регионом России. Это одна из принципиальных позиций. Вторая — с учетом того, что мы — сырьевой регион, наша стратегическая задача — довести первичный продукт до стадии максимально более глубокой переработки. Если это газ, то должна быть переработка в сжиженный газ, если бокситы, то в глинозем и алюминий, если нефть, то в бензин и т.д. При соблюдении этих принципов мы и сможем обеспечить развитие республики и, значит, повышение уровня жизни ее жителей.
www.komionline.ru
высказаться в гостевой
архив