Вести Инты
Есть ли будущее у приполярного города?
№ 116 (476) / 21.10.06
Богач, бедняк
Инта, пожалуй, самый проблемный город Республики Коми. Еще недавно оттуда приходили вести о закрытиях шахт, забастовках и голодовках. Потом последовал затянувшийся конфликт в Интинской мэрии, временная отставка градоначальника…
О том, что сегодня происходит в Инте, рассказывает исполняющий обязанности главы города Михаил БОРЕЦКИЙ.
А где же золото?
– Михаил Семенович, почему все говорят, что Инта – бесперспективный город? Ведь Интинский район богат не только углем. Здесь есть нефть, газ, другие ископаемые. Например, золото…
– Начиная с 70-х годов прошлого века, у нас в достаточно приличных объемах добывалось золото. Однако уже года 3-4 этот процесс прекратился. Несколько лет назад проводились публичные слушания по поводу месторождения коренного золота на территории национального парка «Югыд ва». Запасы золота там небольшие, предприятие сможет дать городу не более ста рабочих мест. Хотели у нас добывать и марганец. В планах было поставлять до 200 тысяч тонн в год. Однако максимальный размер добычи, который мы имели около четырех лет назад, – всего 38 тысяч тонн. Уже года два на месторождении – никаких активных действий. В нынешнем году собираются произвести доразведку запасов марганцевых руд.
У нас имеется и кварцевое сырье, которое добывает Кожимское РДП. Но о значительном расширении его объемов говорить не приходится. Ведь это достаточное специфическое сырье, которое востребовано всего по 3-4 адресам…
В любом случае ставку нам сегодня следует сделать на углеводородное сырье: газ, нефть.
– Именно с ними вы связываете будущее города?
– Перспективы, конечно, есть. Буквально в пятницу у нас прошло заседание комиссии по выбору земельных участков для строительства газового завода. Несколько месяцев назад состоялся конкурс по газовым месторождениям Интинское и Кожымское. 26 сентября состоятся еще три конкурса на три участка по углеводородному сырью в Интинском районе. Плюс сегодня активно вводятся две скважины: Адакская №1 и Восточная Лемвинская №1. Начались изыскательские работы на Верхней Инте для строительства газопровода «Ямал–Запад». Когда начнется добыча нефти, газа и заработает газовый завод, будет создано около 4-5 тысяч рабочих мест…
Чем грозит ликвидация
– …И тогда удастся пристроить безработных шахтеров?
– Сегодня количество таковых в Инте заметно сократилось. В прошлом году переехали порядка 400 семей. В нынешнем – около 350. Кто-то нашел работу в Инте, остальные ездят в Печору, Ухту, Воркуту. Трудятся вахтовым методом.
– Но если ликвидируют «Интауголь», ситуация еще больше накалится...
– Вопрос о ликвидации считаю преждевременным. На следующей неделе должна появиться какая-то определенность с продажей «Интаугля».
– Министр промышленности РК Николай Герасимов однажды заявил, что «Интауголь» – «вещь неподъемная ни для одного бизнес-сообщества». Долги предприятия – около 6 млрд. руб. Единственный выход – его ликвидация…
– Я глубоко уважаю Николая Николаевича Герасимова, но «Интауголь» является федеральной собственностью. И принимать решение будет хозяин.
– Если все-таки предприятие ликвидируют, какие будут последствия?
– «Интауголь» – градообразующее предприятие, где работают около 4 тысяч человек. Товарный продукт, который они производят ежегодно, – это более 1 миллиарда рублей. Самое главное, что товар реализуется вне города. Без этих денежных вливаний город станет самоедом. Если вопрос с ликвидацией «Интаугля» решится положительно, то социальные последствия непредсказуемы. Приведу в пример поселок Кожым. В нем жили геологи и старатели. В какой-то момент оттуда ушло все производство, остались врачи и учителя, поселок «сел» на баланс администрации. В итоге пришлось его закрыть.
Тяжелый груз долгов
– Говорят, что Инту ждет банкротство ЖКХ…
– Проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве хватает. Самая большая из них – изношенность основных фондов. За последние 25 лет в городе не менялись ни трубопроводы, ни основное оборудование.
– Есть ли какой-то выход?
– Сейчас мы проводим концентрацию жилья, высвобождаем жилой фонд, ликвидируем барачные поселения. Одновременно уменьшается нагрузка на городской бюджет. За счет высвободившихся средств ремонтируем небольшие отрезки – по 200-300 метров – магистральных сетей. Хотя нужны более масштабные работы. Например, необходимо отремонтировать водопровод. В условиях паводка в город поступает вода очень плохого качества.
Другая проблема ЖКХ: как снежный ком, растут долги населения за услуги коммунальщиков. Сегодня размер неплатежей таков, как если бы весь город семь месяцев вообще не платил за жилье. В последнее время нам удалось немного стабилизировать положение. Однако фактически каждый пятый интинец по-прежнему злостно игнорирует счета коммунальщиков. Около 30 семей уже выселили из благоустроенного жилья, предоставив им места в общежитии. Процесс болезненный, в некоторых семьях – маленькие дети… С другой стороны, иметь долг за коммуналку 100 тысяч рублей и не предпринимать никаких шагов – нонсенс какой-то! Случалось даже, года три-четыре назад, когда квартиры, особенно в поселках, стоили очень дешево, а сумма задолженности превышала стоимость квартир, люди бросали все и уезжали.
– Сегодня цены на жилье поднялись?
– Да, и существенно. Двухкомнатная квартира в центре города стоит около 350-400 тысяч. Год назад ее можно было купить за 200. На мой взгляд, это своего рода показатель того, что потенциал у Инты все-таки есть.
Край пенсионеров
– За последние годы население Инты быстро сокращается…
– По результатам последней переписи, в 2002 году у нас порядка 46 тысяч жителей вместе с поселками, входящими в городской округ. А в лучшие времена было почти 60 тысяч.
– Число горожан уменьшилось. Означает ли это, что у вас теперь нет дефицита мест в детских садах?
– Сегодня такая проблема не стоит. Однако в свое время мы очень недальновидно поступили. Закрыли много детских дошкольных учреждений. В тех зданиях сегодня располагаются Пенсионный фонд, Налоговая инспекция, Управление по соцвопросам… Куча административных зданий. Как бы не пришлось тратить миллионы бюджетных рублей на строительство новых садов…
– Инту нередко называют городом пенсионеров. Что вы думаете по этому поводу?
– Основная программа по переселению шахтеров в целом работает. Причем переселяются шахтеры в достаточно молодом возрасте, имеющие 10-15-летний стаж работы на шахте. А 125-й федеральный закон, по которому должны переселять и другие категории северян, к сожалению, фактически не действует. Сегодня пенсионеров в Инте 13 тысяч человек.
Кризис власти
– До августа нынешнего года Инта, по сути, жила без городского бюджета. Я не ошибаюсь?
– Ошибаетесь. 22 мая бюджет был принят постановлением главы администрации…
– …который был опротестован в суде…
– Да. 10 августа. Тот бюджет на самом деле не прошел предусмотренную законом процедуру общественных слушаний и утверждений городским Советом. Но 21 августа он был принят исполняющим обязанности главы администрации (Комитет по чрезвычайным ситуациям высказался за то, чтобы и.о. градоначальника утвердил бюджет своим постановлением – Авт.).
– Однако Инта продолжала жить все это время. Как платилась зарплата бюджетникам, как вы готовились к зиме?
– Если бюджет не принят, Бюджетный кодекс позволяет финансировать текущие расходы из расчета 1/12 бюджета прошлого года. После апреля, когда произошло увеличение минимального размера оплаты труда в бюджетных организациях с 800 рублей до 1200, пришлось корректировать бюджет, изыскивать дополнительные средства.
– В чем же все-таки основная причина упорного непринятия городского бюджета?
– Есть принципиальные вопросы, которые возникли между главой (Владимиром Шахтиным – Авт.) и Советом города.
– Вам не кажется, что ситуация в Интинской мэрии сродни конфликту в Сыктывкарской администрации, который столица Коми переживала в прошлом году?
– Возможно. Сегодня в Инте есть конфликт, который не находит пока своего разрешения. Не стоит забывать, что кроме участников конфликта всегда есть силы и пружины, которые двигают этот процесс.
– Как будут развиваться события, если суд лишит г-на Шахтина права занимать руководящие должности?
– Думаю, разговор об этом несколько преждевременен. Владимир Ильич находится на лечении. У нас есть мэр. А в марте в любом случае должны состояться всенародные выборы. Люди сами решат, кого они хотят видеть во главе города…
Беседовала Наталия ШЕВЕЛЕВА.
P.S. В данный момент против мэра Инты Владимира Шахтина возбуждено уголовное дело по статье 315 УК РФ («Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»). 1 сентября, согласно постановлению республиканской прокуратуры, г-н Шахтин отстранен от должности.
В настоящее время обязанности главы Инты временно исполняет Михаил Борецкий, которого многие интинцы считают одним из вероятных преемников Шахтина на посту градоначальника. Однако в биографии г-на Борецкого, опытного хозяйственника и управленца, имеется темное пятно. В 2001 году вице-мэр был обвинен в служебном подлоге и злоупотреблении служебными полномочиями и по приговору суда лишен свободы. Отсидев 1 год 3 месяца, вернулся в городскую мэрию на прежний пост. Сам Борецкий считает, что за решетку он угодил «в результате передела власти».
"Трибуна"
высказаться в гостевой
архив