ГЛАВА 6
Строящемуся городу, а тем
более шахтам необходима была электроэнергия. В первую очередь она нужна была
насосам, откачивающим воду из шахт. Поэтому уже в 1941 году вблизи ствола шахты
№ 2 («Глубокая») заработал первый в Инте локомобиль с генератором в 45 квт.
Почти одновременно в районе, где сейчас работает шахта «Восточная», был введен в
действие локомобиль с генератором 120 квт. В том же 1941 году в районе устья
речки Угольная был начат монтаж большой локомобильной электростанции (ЛЭС)
мощностью в тысячу квт, и к концу 1943 года здесь были запущены все восемь
агрегатов по 125 квт каждый, смонтированных в деревянном корпусе. Однако темпы
роста потребности в электроэнергии так быстро возрастали, что в октябре 1943
года вводится еще одна временная ТЭС № 1 с одной трофейной турбиной в 1600 квт.
Расположена эта станция была там, где сейчас стоит бетонный завод. Корпус ее был
деревянный, работала станция на угле шахт Первого горного района, в связи с чем
оттуда к ТЭС-1 была проложена узкоколейка, но которой паровозик возил составы с
углем и порожняком. И только во время строительства первой очереди ТЭЦ-2 бы-ли
уложены широколейные подъездные пути и сооружены мощные устройства для разгрузки
большегрузных полувагонов. В марте 1949 года была сдана в эксплуатацию первая очередь постоянной
ТЭЦ-2 мощностью 9800 квт. В память об этом важном событии в истории развития
интинской стройки одна из улиц ТЭЦовского поселка была названа
Мартовской.
Две строки уделю трубам ТЭЦ, придающим
Инте выраженный индустриальный вид. Первая труба каменной кладки поднялась в
1952 году, вторая-- в 1958. Обе трубы построены в основном под руководством и
при непосредственном участии двух умельцев. К сожалению, история не сохранила их
имена. Известно только одно: это были отец и сын из Ленинградской
области.
Говоря об энерговооружении интинских строек,
нельзя не отметить большой вклад в досрочный пуск ЛЭС и ТЭС-1 Виктора
Алексеевича Горева, энергичного, умелого специалиста. горного электромеханика. В
1963 году, после 20 лет работы на ТЭЦ, он был переведен на шахту № 1 («Пионер»),
где проработал главным механиком, а потом директором шахты тоже 20 лет,
практически до своей смерти. В. А. Горев был награжден орденами Ленина и
Трудового Красного Знамени, а также знаками Шахтерской Славы трех степеней. Он
стал одним из первых Почетных граждан Инты.
В 1950
году для обспечения нормальной работы электростанции на реке Большая Инта была
сооружена существующая и поныне примерно трехметровой высоты плотина с мостом
над ней. В результате подъема воды
оказалось затопленным то историческое место, где в устье реки Угольная, когда-то
обосновался первый поселок геологов. Оказались под водой и те выходы пластов
угля, с которых пошло Интинское угольное месторождение и из которого по
настоящее время добыто почти 300 млн. тонн угля.
Не
подлежит забвению и тот факт, что именно в этих местах на берегу реки несколько
лет стояла первая во всей округе изба охотника Федота Акимовича Филиппова из
деревни Дресвянка, что была в свое время на реке Косью. Сейчас от этой деревни
осталось всего лишь два дома. В краеведческом музее хранится фотография этого
небольшого домика охотника и рыболова.
Прошло немало
лет со дня затопления этих исторических мест, но до сих пор не установлен рядом
с ними какой-нибудь памятный знак в честь тех, кто пришел в эти места первым
ведь с их труда начинался наш город.